В последние пару десятилетий наблюдается бурный рост автомобилизации россиян. Попробуем ответить на некоторые вопросы порожденные этим процессом.
В чем причина этого явления?? Что положительного в этом процессе? Какая опасность для общества таится в таком развитии ??
Многие экономисты, чаще неразумные политики как мантру повторяют, что увеличение количества автомобилей у населения означает рост благосостояния народа.
К сожалению это не совсем так, точнее в этом посыле больше неправды.
Так как большая часть автомобилей приобретается населением через различные формы кредитов, количество автомобилей показывает масштаб закредитованности общества – рост количества долгов.
Конечно в результате реализации автомобилей в кредит часть общества получает доход, но в российских условиях это очень небольшая прослойка населения: часть служащих банков и владельцы банков, работники малых сервисных предприятий и автомобилестроители. В России автомобилестроение – это в основном сборка из готовых узлов и деталей. Получается количество получающих доход на этих производствах очень немного, сравнимо с сервисными фирмами или даже меньше.
Поэтому В.В. Путин как мантру повторяет о необходимости локализации производства комплектующих в России. Справедливость этих слов подтверждает развитие Китая, который называют «мастерскими мира».
А закредитованность общества может стать детонатором весьма неприятных процессов похожих на ипотечный кризис США 2008 года, который стал очень серьезным потрясением мировой экономики.
Автомобилизация российского общества тянет за собой весьма неприятный шлейф общественного сознания.
К сожалению автомобиль воспринимается у нас в общественном сознании, как признак успешности человека или фирмы, критерий пришедший из прошлого – Советского Союза, где автомобиль был дефицитом, но фактически живущих за счет необеспеченного долга.
Нередко приходится слышать в обществе «То же мне бизнесмен, на метро ездит!!!» или «Тоже мне компания, директор на жигулях катается !!!».
Хотя эти случаи характеризуют рачительного хозяина, который не разбрасывается деньгами и не выпячивает свое богатство.
Такой укоренившийся критерий престижности является одной из причин появления «сынков» с опилками в голове вместо серого вещества, раскатывающих по улицам на дорогих авто, руководителей фирм на фонды оплаты труда работников приобретающих дорогие авто (Престиж ??), а мошенники легко обманывают соотечественников и слышатся жалобы «Они ездили на таких авто, даже подумать не могли, что нельзя доверять».
В кризисные периоды общество должно пережить переосмысление ценностей, критериев успешности. Короновирус напоминает нам об этом громко и настойчиво.