Тезисы аналитического доклада Ассоциации
круглому столу 28 ноября 2018 года.
Уважаемые коллеги!!
Все знаете, что такие встречи, на которых обсуждаются злободневные вопросы развития страны, отрасли и предприятий мы проводим не менее двух раз в год.
Информацию о подготовке данного круглого стола директора заводов ЖБИ получали на регулярной основе в течении почти 5 месяцев.
В этом году информацией о подготовке круглого стола мы поделились кроме отраслевых министерств с депутатами региональных парламентов и Государственной Думы, членами Совета Федерации и конечно же их пригласили принять участие в дискуссиях.
Большинство депутатов, членов Совета Федерации и министров не захотели встречаться с директорами и отвечать на поставленные вопросы – т.е. не выполнили требования закона. Возникает резонный вопрос «Почему рядовые граждане и директора заводов должны соблюдать законы, а люди прорвавшиеся во власть не должны ??».
К сожалению, многие депутаты и политики не понимают простую истину, при таком отношении люди перестанут им верить, а человек потерявший веру перестает работать (творить). Великая победа 1941-1945 г.г. была добыта только потому, что люди верили.
Согласимся с предложением некоторых директоров (предложение в письменной форме есть в ваших папках), «бизнес сообществу нужно активней подключаться к процессу формирования депутатского корпуса – мониторить выборы, выдвигать своих представителей». Это предложение есть в ваших папках, прошу высказать свою позицию
Появилось следующее предложение, «начинать процесс привлечения к ответу депутатов и чиновников нарушителей закона», если вы поддержите идею создания специального фонда судебных издержек – процесс может стартовать.
В отличие от прежних круглых столов мы положили в папки все депутатские письма, послания всех директоров заводов и представителей власти, поступившие на стадии подготовки круглого стола. Общество должно знать своих героев и соответствующим образом оценивать.
Вы имеете возможность все эти документы прочитать, и сами сделать выводы (копии их в ваших папках).
Но я возьму на себя смелость прокомментировать два послания.
Впечатляет ответ сенатора из Саратова Бойченко Л. Н.. кроме письма, я беседовал с дамой еще и по телефону. Директорам из Саратовской области нужно обратить внимание на тот факт , кто их интересы защищает на федеральном уровне. Ответ конечно написан канцелярским языком не о чем по принципу «Про Фому и Ерему».
Мы с вами много разбирали историю с попыткой ликвидации Ассоциации и пришли к выводу, что в законах есть брешь, которую могут использовать недобросовестные дельцы (мошенники) в конкурентной борьбе. Ставили вопрос о повышении качества законов (о повышении качества работы депутатов и сенаторов).
Госпожа сенатор говорит, что она не имеет право вмешиваться в работу судов, а зачем вмешиваться – Верховный суд уже все исправил. Из позиции (высказываний) госпожой Бойченко Л.Н. напрашивается вывод, что в стране законы принимают и отвечают за их качество суды. Тогда зачем Государственная Дума и Совет Федерации ???
Шедевром ответов на наше обращение является письмо, поступившее из Госсовета Республики Башкортостан. Депутаты нас информируют, что у них нет вопросов для обсуждения с директорами заводов на круглом столе и встретиться с директорами предприятий они не имеют возможности.
Директора предприятий из Башкортостана представили на круглый стол аж на трех листах перечисляют вопросы, сдерживающие развитие предприятий отрасли – эти записи в ваших папках имеются. Из письма напрашивается вывод, что кто -то запрещает депутатам Башкортостана встречаться с директорским корпусом.
А ведь претензий к качеству работы депутатского корпуса много. Вот один пример.
В редакции 1998 года ст.18 и 66 Градостроительного кодекса РФ предусматривали ответственность должностных лиц за не предоставление достоверной информации общественным институтам граждан страны. В редакции 2003 года эту ответственность отменили .
Предлагаю следующую форму нашей работы. Все вопросы и предложения, поступившие в устной форме (по телефону, при личных встречах) доложу вам Я, а все вопросы поступившие в письменной форме, есть в ваших папках. Сначала я доложу вопросы адресованные органам власти, а в конце моего сообщения доложу вопросы адресованные директорам и собственникам заводов.
Кроме того мы заслушаем сообщения составленные специалистами заводов Тверской и Ярославской областей, а второй доклад, который будет вам представлен, составлен специалистами заводов Республики Башкортостан.
Мы все изучим, обсудим и примем решение.
Принято считать, что страна живет на деньги, полученные от реализации нефти и газа. Но для того, чтобы открыть задвижку и продать нефть (газ), необходимо, чтобы строители обулись в болотные сапоги и размесив наши хляби смонтировали ту самую задвижку и построили трубопровод. С учетом этого обстоятельства мы сегодня будем говорит о проблемах строительной отрасли.
Первый вопрос назовем «Учет!!»
Классики марксизма говорили «Социализм – это учет………».
И мы посмотрим несколько цифр учета работы отрасли, состояние учета сегодня.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию 1 марта 2018 года В.В. Путин озвучил большой пакет мероприятий (программ) по развитию экономики страны. В частности было заявлено, что Россия ежегодно будет строить 120 млн. кв. метров жилья. Для реализации (приобретения) этого жилья граждане России должны дополнительно зарабатывать 4 триллиона рублей ежегодно.
Как будет решаться эта программа ?? На этот вопрос пришел ответ (копия письма имеется в ваших папках) из Минпромторга РФ за подписью зам. директора департамента металлургии и материалов Куприна Р. Г., в котором он утверждает, что программа строительства 120 млн. кв. метров жилья уже реализуется, ответственным за реализацию программы является Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ.
Но господин Куприн Р. Г. умалчивает или даже не понимает, что для ежегодного строительства 120 млн. кв. метра жилья необходимо изготавливать и отгружать на стройплощадки 88 млн. куб. метров ЖБИ и бетонных смесей, 34 млн. тн. цемента, более 78 млн. штук кирпича и много других строительных материалов. Для радости новоселов необходимо поставить около 6 млн. комплектов мебели. Если мы правильно понимаем структуру Правительства – за выполнение этих показателей отвечает лично господин Куприн Р. Г.
Разные источники называют объем жилья находящегося в пользовании у населения страны 3887 млн. кв. метров; 3370 млн. кв. метров; из цифр аналитического центра при Правительстве РФ вытекает 2972 млн. кв. метра. Разница в этих показателях равна объему, деятельности строительной отрасли России за 10 лет, где ошибка ??.
Отметим, что при ежегодном строительстве 120 млн. кВ. метров жилья, мы получим добавку ВВП страны в размере 2,8 %, а если же одолеем 145 млн. кВ. метров (по 1 кв. метру на жителя) прибавка ВВП составит уже 4, 7 %.
Чтобы обеспечить Россиян жильем на уровне Европейских стран нужно построить еще от одного до полутора млрд. кв. метров жилья – это будет зависит от того какая из вышеприведенных цифр правильно отражает действительное положение вещей.
Из бюллетеня Правительства получаем, что в сельской местности в последние годы строилось 30-35 млн. кв.метров жилья – это почти 1 кв. метр на каждого сельского жителя. Конечно, дома в деревнях строятся, но цифра 1 кв. метр на жителя вызывает сомнения
Из г. Бугульмы говорят, что в 2017 году не одного дома не построили, но отчитались о введенных в эксплуатацию 27000 кв. метрах. Значит в городе было востребовано для строительства жилья 19500 куб метров ЖБИ и бетонных смесей. Если к это цифре добавим потребление при дорожном и промышленном строитель-стве получим более 40000 куб метров в год. А у нас Владимир Ильич постоянно плачет, жалуется на отсутствие объемов, похоже он плачет, чтобы оправдать свое не желание платить взносы.
Разные цифры называют источники и об объеме ветхого (аварийного) жилья в стране: 12 млн. кв. метров и 60 млн. кв. метров. Если судить по состоянию жилищного фонда во многих населенных пунктах 60 млн. кв. метров звучат более правдоподобно.
За 10 лет в 2008 – 2017 годы в стране было построено 15 млн. кв. метров жилья для переселения людей из аварийного фонда. Для сравнения за 10 лет (1995-2005 годы) в Татарстане на эти цели было построено 5 млн. кв. метров жилья (в общероссийском масштабе в пересчете на душу населения строилось в 12,8 раза меньше чем в Татарстане). Даже такие объемы строительства и переселения аварийщиков не позволили Татарстану решить проблему до конца. Значит эта проблема требует большего внимания. Нужно заметить выполнение этой программы ежегодно добавляло 0,8 % ВРП Татарстана, что стимулировало повышенный спрос на строительные материалы, стимулировала развитие смежных отраслей экономики республики (производство мебели, посуды, бытовой техники и т.д). Есть такая шутка, «На празднование новоселья бывшие аварийщики ежегодно расходовали до миллиона бутылок спиртных напитков».
Смежные отрасли добавляли свою долю валовому продукту республики, в размере 1,4 %.
С такими общероссийскими темпами нам придется работать над решением проблемы ветхого жилья 40 лет. А за 40 лет из 3 млрд. кв. метров жилья находящего-ся в пользовании у населения сегодня еще 450 млн. кв. метров жилья станут ветхими.
Источники называют разное количество предприятий стройиндустрии действующих в стране 12000 и даже 67000;
Когда мы созывали съезд директоров заводов Приволжского ФО, составили полный список предприятий Приволжского ФО, которые позиционируют себя, как производители ЖБИ и бетонных смесей получилось 1257 предприятий. Вот уже несколько лет вычищаем список (исключаем случайно записавшихся), на сегодня осталось 748 субъекта, но процесс не завершен.
У нас получилось, что не одна структура в стране не владеет точной информацией даже о количестве предприятий. С такой постановкой учета трудно прогнозировать развитие отрасли.
Какие производственные мощности, оснащенность предприятий, номенклатура продукции, каковы возможности машиностроителей для комплектации заводов оборудованием, приборами финансовые ресурсы на модернизацию, каковы технологические возможности, кадровый потенциал и т. д. ответов на эти вопросы мы пока не видим.
Мы постоянно слышим Россия социальное государство – об этом следующий вопрос..
В этом вопросе я не знаток, но вопрос поступил – я обязан его озвучить.
Президент России объявил, что продолжительность жизни в стране нужно поднять до 80+ лет. Для решения этой задачи важное значение имеет поддержание здоровья населения страны, для чего необходимо создавать условия для отдыха граждан и восстановления их здоровья, диагностика болезней, профилактическая работа. Для выполнения этой задачи необходимо создавать широкую сеть российских здравниц используя природные ресурсы. Также нужно решить вопрос предоставления предприятиям возможности приобретения путевок в отечественных здравницах по льготным ценам для лечения своих работников. В то же время, если за счет средств предприятий или бюджетов приобретаются путевки на зарубежные курорты (курорты, а не лечебницы) – эти средства должны облагаться повышенным размером налогов. Установить, что предприятия могут совершать такие приобретения ( на зарубежные курорты) только за счет прибыли, а приобретения за счет бюджетных средств и госкомпаниями должны быть запрещены.
Следующий вопрос:
27 декабря начнет действовать Постановление Правительства РФ № 717 от 17 июня 2017 года.
Согласно, положений Постановления производители бетонных и растворных смесей (товарный бетон) должны декларировать свою продукцию. Стоимость декларирования одной марки продукции пока 19000 рублей. Если предприятие производит в среднем до 40 видов продукции – арифметику можете пересчитать.
Министерства и ведомства в регионах, а также предприятия не проявляют активности по подготовке к часу икс. Между тем ошибки допущенные при формировании Постановления, а они есть, могут создать много сложностей для предприятий.
Вашему вниманию представлен большой пакет переписки объединений заводов производителей ЖБИ и бетонных смесей с органами власти и другие документы , которые были приведены в обоснования необходимости декларирования продукции. Из представленных документов напрашивается вывод, что на этой процедуре некоторые структуры решили просто подработать – качество бетонных смесей тут третьестепенный вопрос.
Но меня удивляет пассивность руководителей наших заводов, ничего не изучали, вопросов нет……….
Так как предложения двух объединений не получили поддержки руководите-лей заводов, многие не захотели даже обсуждать – значит придется арифметику вспоминать. В народе говорят «Жадность фраера сгубила !!».
После отмены Государственной системы лицензирования на производство
стройматериалов, в том числе на производство бетона и изделий из него в обществе в последнее время много нареканий высказывается к качеству строительных материалов, в адрес системы контроля за качеством выпускаемой продукции, пока мы барахтаемся……
Предложение Союза производителей бетона г. Москва о введении входного контроля может снять многие вопросы в системе контроля качества строй материалов, параллельно исключить промежуточные структуры, так называемые прокладки. Видимо по этой причине предложение производителей в высоких кабинетах не звучит
Следующий вопрос.
Модернизация производственных мощностей заводов и инновации в производство, этот вопрос задается различных конфигурациях постоянно- на эту тему столько разговоров в Правительстве, у депутатов, сенаторов……... А воз и ныне там! Часто обвиняют заводчан в нежелании модернизировать производства.
Но есть резонный вопрос «Ради чего модернизировать, тратить силы и без того скудные средства??».
На первый взгляд ответ очевиден.
Модернизированные производства позволяют улучшить условия труда, механизировать, автоматизировать…..и т.д., главное это позволит производить более качественную продукцию соответствующую мировым образцам, внедрять достижения науки. Без достижений науки никакого рывка в экономики не будет. Модернизация производствен-ных мощностей на основе достижений науки это и рывок в экономики и обеспечение комфортной жизни.
А кому нужна эта модернизированная продукция ??
Последние десятилетия в стране идет деиндустриализация строительного комплекса. На стройплощадках объем ручного труда стал больше времен до хрущевской индустриализации, так называемые мокрые процессы, перенесены из заводских цехов на стройплощадки. Появилась армия специалистов доказывающих, что ручной труд экономически выгоднее механизированного.
В результате кризиса 2008-2009 годов многие предприятия в предыдущие кризису годы поверившие призывам Правительства и начавшие модернизацию своих цехов оказались в тяжелейшем финансовом положении. Конечно, гиганты смогли встретиться с Путиным В. В. и получили поддержку со стороны государства своих проектов модернизации предприятий. А тысячи предприятий кому такие встречи оказались не по силам до сих пор находятся в финансовой кабале модернизации или сменили собственников. Появляется резонный вопрос «Нам предлагается политика модернизации заводов или передел собственности закамуфлированный под модернизацию??». Пока не будет четкого ответа на эти вопросы с программой гарантирующей поддержку этой программы со стороны Правительства – идея модернизации промышленности останется утопией.
Что же нужно сделать, чтобы производственники охотились за достижениями науки. А сделают они это только в том случае, если появятся механизмы стимулирующие этот процесс. Только заинтересованность максимально большего количества членов общества во внедрении результатов мозгового штурма позволит нам получить новую экономику.
Следующий вопрос об инфляции. Постоянно говорим об инфляции в стране и борьбе с ней. Особенно этим спекулируют Центробанк и Правительство РФ и далее по цепочке в регионах. Мы сегодня наблюдаем как ЦБ и Правительство варварскими способами подавляют инфляцию, которая напоминает анекдот о цыгане, который ежедневно снижал нормы овса для питания своей лошади наполовину и в конце концов лошадь умерла.
Еще дед Щукарь говорил «Нет харчей – нет любви!!». Можете представить ситуацию, чтобы женщина не кормила своего мужчину и требовала любви. Если она будет кормить его отборной, высококачественной пищей, то и получать будет любовь и ласку, странно этого не понимают руководители высокого ранга.
Еще раз поговорим о росте тарифов федеральных и региональных монополий.
Когда рассматривается вопрос повышения тарифов различными комиссиями , как правило изучается один аспект процесса. Сколько бюджет получит дополнительных доходов от монополистов?? А нужно вопрос рассматривать в комплексе. В 2017 году Правительство Марий Эл, нарушив п. 13 ст.10 федерального закона об энергетике повысило тарифы на эл. энергию на 34 %. Конечно налоговые платежи энергетиков увеличились, но при принятии решения остались без внимания потери предприятиями потребителями эл. энергии оборотных средств, сворачивание инвестиционных проектов, потеря конкурентоспособности продукции предприятий и. т. д. Значит, снизилась налогооблагаемая база, в результате чего уменьшились поступления в бюджеты от других плательщиков. Наши расчеты показали, что в результате такого решения потери бюджетов превысили доходы полученные за счет дополнительных платежей энергетиков более чем в два раза. Этот факт доказывает правильность нашей позиции, которая была озвучена еще в 2007 году «Рост тарифов монополий (федеральных и региональных) не должен превышать показатель инфляции за предыдущий год !!»
Доложу еще несколько вопросов адресованных властям, которые поступили в процессе подготовки круглого стола.
Есть предложение создать систему рейтингов предприятий и учреждений партнеров – на первый взгляд идея интересная. Вопрос изучали с разных ракурсов, но пока похоже легко реализуемого варианта не предложено. Какой бы вариант не рассматривался всегда выходит на организацию опросов, оценки, критерии…... короче говоря бумажная вьюга…
В принципе, конечно хорошо бы получать информацию о надежности партнеров или представителей органов власти…….
Если кто то предложит легкий и быстрый способ определения рейтинга….можно идею претворять в жизнь.
Следующий вопрос перекликается с нашими наработками. Считается, что в структурах власти в кадровых вопросах не поддаются давлению толпы (общества) – этим нередко бравируют.
Этот тезис перечеркивает само понятие «Демократия». Получается, наши предложения об оценке обществом качества работы специалистов министерств и ведомств при их аттестации являющееся основой Демократии отвергается на корню.
Руководителей предприятий – налогоплательщиков удивляет, а иногда возмущает тот факт, что на средства бюджета на государственных телеканалах работают ток-шоу в ходе которых обсуждаются проблемы экономик других стран, а проблемы и достижения экономики своей страны остаются без внимания.
Я доложил вам о вопросах (претензиях) адресованных представителям органов властей, но не менее важны вопросы второго блока – решение которых зависит только от вас и ваших коллег.
Первый вопрос назовем халявой – это родимые пятна нашей приватизации, пришедшие из Советского Союза.
Суть вопроса - желание директоров (собственников) предприятий чтобы проблемы решал за них кто - то, а дивиденды получать самим.
Рассмотрим на конкретных примерах:
Позвонил директор одного завода и у нас состоялся следующий разговор «Вы знаете такого ученого ?? Пусть он для нашего завода разработает технологию….. Иван Иванович нужно будет оплатить труды ученого, ты готов платить ?? Вам что жалко что ли – позвоните, пусть разработает……..». За полчаса споров мне не удалось получить хотя бы устные гарантии, что труд ученого будет оплачен… Таких примеров очень и очень много….
Вот и этот круглый стол помогали готовить 7-8 директоров, а положительных результатов как из печки пироги ждут директора (собственники ) не менее 800 заводов.
Постоянно звучит «Ассоциация должна решить то-то и то- то …...», а вот принимать активное участие в обеспечении деятельности объединении (Ассоциации, Союзы, НП и т.д.) жадность и лень не позволяют….. В результате деятельность многих объединений (Ассоциации, Союзы, НП и т.д.) обеспечивает одно предприятие по принципу «кто платит , тот заказывает музыку» и в первую очередь решает вопросы во властных структурах в интересах своего предприятия. Остальные директора ругают власть за свою пассивность, а власть (особенно законодательная) не задумывается за что ее ругают, почему законы и нормативные документы такие однобокие. В результате формируется особая (российская), гарантированная законом форма монополизма, что конечно наносит огромный вред стране. Из наших директоров могу назвать только одного добросовестно исполняющего свои обязательства.
Виталий Семенович вот ответ на Ваш вопрос, объяснение успехов этого завода. С ними приятно работать партнерам – дали слово исполнили.
Мы много ругаем власть за отсутствие прогнозов развития, но прогнозы развития предприятий еще в худшем состоянии. Когда Правительство формировало список А. Белоусова, из нескольких сот предприятий только один завод смог представить продуманную концепцию своего развития.
Как то директор одного завода из Башкортостана прислал мне письмо «Если наш завод не нужен государству и Ассоциации……….». На вопрос «Вы заботу о своих брюках, рубашках тоже государству и Ассоциации поручаете, они такое же ваше имущество, как и завод?? – не ответили, обиделись, даже перестали общаться…..
И наконец последний вопрос о котором доложу я. Еще о многих проблемах доложат директора заводов в своих докладах – их прилично 11 печатных листов.
Последний вопрос назовем «Не учимся на чужих ошибках».
В 2016 году завод ЖБИ из г. Волжска принадлежащий Унистрою благодаря деятельности Ассоциации благополучно завершил почти десятилетний имущественный спор с РЖД в свою пользу. Сегодня вопрос не о том, что Унистрой по свински отблагодарил Ассоциацию за помощь, хотя партнерам компании не мешает этот факт помнить, а вдруг………..
После этих событий все заводы ЖБИ Приволжского ФО получили информацию предостережение необходимости анализа имущественных дел (ж. д. тупики есть почти на всех заводах) предостережение , все пропустили мимо ушей. Прошло два года спор возник в Самаре, завод к спору не был готов………
Любые предостережения о возможном негативном развитии ситуации директора
(собственники) не слышат до тех пор пока жареный петух не проснется, а когда жареный петух начинает клевать ругают власть с особым остервенением. Аналогично развивались события с лопнувшими банками, с обманутыми дольщиками и во многих других случаях.
Эффективность работы любой структуры показывают конечные результаты. Посмотрим, что получилось с созданием СРО строителей и проектировщиков.
Инициаторы создания СРО главными задачами объявили: Борьба с кор-рупцией; Защита интересов потребителей; Развитие малого и среднего бизнеса.
- До создания СРО во всех городах страны фонарные столбы были об-клеены объявлениями «Оформим лицензию на все виды строительных работ дешево!!» А сейчас объявления говорят «Продаем допуски СРО в рассрочку, дорого!!», заметьте слова «Продаем!» и «Дорого!».
- А обманутые дольщики пикетируют офисы властей, а не СРО. Почему ? Появляется справедливый вопрос «Почему за обманщика должны отвечать добросовестные строители?» и налогоплательщики.
Анализ деятельности Ассоциации за прошедшие 15 лет показывает, что власти вынужденно претворяют в жизнь рекомендации, выработанные на встречах директорского корпуса, но с задержкой на 4-5 лет, как правило время бывает упущено.
Дорога ложка к обеду !!
Докладчик Батдалов Ю.Р. www.vkbeton.ru