Уважаемые коллеги !
1-2 декабря 2015 года в конференц зале гостинично – оздоровительного комплекса Регина г. Казань работало совещание директоров заводов ЖБИ Приволжского ФО.
Участники совещания рассмотрели пакет очень важных для обеспечения жизнедеятельности предприятий вопросов.
1. Был представлен аналитический материал о работе отрасли промышленность строительных материалов за 8 месяцев 2015 году в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Отрасль показала снижение объемов производства в 2015 году (по различным бетонной видам продукции) от 17 до 29 % в сравнении с 2014 годом – цифры значительно отличающиеся от декларируемых по телевизору – это серьезное проявление кризиса.
2. Были детально изучены нормативные документы Постановления Правительства России о государственной поддержке (финансовой) предприятий осуществляющих проекты модернизации производственных мощностей.
В Постановлениях Правительства РФ есть некоторые ограничения.
В рамках Постановлений Правительства РФ от 03 января 2014 г. № 3 и от 11 октября 2014 года 2014 года № 1044 предусмотрена государственная поддержка предприятий производителей товарной продукции виде субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам полученным для осуществления инвестиционных проектов реализуемых на территории Российской Федерации. Участникам совещания был представлен механизм действия Постановления Правительства РФ № 3от 03 января 2014 года, также была представлена подробная информация о Постановлении Правительства Российской Федерации № 708 от 16 июля 2015 года «О специальных контрактах для отдельных отраслей промышленности; так же была представлена информация о мерах государственной поддержки по субсидированию части затрат на НИОКР, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1312 от 30 декабря 2013 года.
Но ограниченное количество предприятий промышленности строительных материалов (по заводам ЖБИ около 1-2 % общего количества предприятий) соответствуют критериям Постановлений Правительства РФ от 03 января 2014 г. № 3 и от 11 октября 2014 года 2014 года № 1044, выручка по итогам года, предшествующего отчетному, не менее 1000 млн. рублей.
Участники совещания считают, такие меры в некоторой степени облегчают жизнь министерствам, но не заводам и негативно сказываются на сбалансированности развития экономики – в России почти 60 тысяч предприятий промышленности строительных материалов, Министерство физически не сможет координировать осуществление проектов модернизации всех предприятий, значит помочь (оказать поддержку).
В то же время общая стоимость продукции поставляемой на рынок всеми заводами ЖБИ России близка триллиону рублей, а потребность в финансовых ресурсах только заводов ЖБИ Приволжского федерального округа для проведения модернизации производственных мощностей составляет до 10-12 млрд. рублей .
С учетом этого обстоятельства предлагается программный принцип оказания государственной поддержки.
Участники совещания поддерживают предложение руководства Ассоциации о создании следующих программ:
- модернизация системы освещения заводов – повысит энергоэффективность предприятий;
- модернизация бетоносмесительных узлов заводов (автоматизация, модернизация систем дозировки компонентов бетонной смеси;
- модернизация грузоподъемного оборудования заводов;
- привести в норму соотношения активной и реактивной мощности на заводах ЖБИ – позволит повысить энергоэффективность заводов ЖБИ и повысит безопасность технологического оборудования компаний генерирующих электрическую энергию. До представления данной программы в министерства федерального Правительства необходимо оценить целесообразность ее осуществления (возможность получения заводами экономического эффекта).
Для чего в конце января – в начале февраля 2016 года организовать работу круглого стола главных энергетиков заводов ЖБИ с приглашением ученых профильных учебных и научных учреждений.
Для осуществления вышеперечисленных программ предлагается адаптировать чешский опыт поддержки экспортеров товарной продукции.
Участники Совещания призывают руководителей и собственников всех заводов при принятии решения о создании новых мощностей учитывать прогнозные оценки востребованности продукции вновь создаваемых производств.
В случае осуществления предложенных программ потребуются высококвалифицированные специалисты, способные координировать осуществление программ модернизации технологического оборудования заводов, остро встанет вопрос финансирования подготовительных работ и оплаты труда специалистов.
Руководству Ассоциации:
- согласовать программный принцип оказания господдержки при модернизации производственных мощностей в Минпромторге и Минэкономике РФ;
- сформировать комиссии для определения основных поставщиков из ведущих заводов участников программ.
- организовать информирование заводов ЖБИ о предложениях поставщиков.
Участники совещания поручили руководству Ассоциации более детально изучить механизм применения положений Постановления Правительства Российской Федерации № 1312 от 30 декабря 2013 года и доложить руководству заводов.
3. На совещании были представлены материалы о формировании научно- технического совета Минпромторга РФ и экспертных групп, принципы организации работы. Положение, права и обязанности членов Совета. Экспертные группы будут выдавать рекомендации руководству министерства по вопросу господдержки предприятий и другим аспектам промышленной политики министерства.
4. На совещании был представлен проект Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года.
Участники совещания решили поручить руководству Ассоциации после утверждения Правительством России «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» организовать специальный семинар по изучению документа. Для участие в работе семинара особо активно приглашать собственников предприятий.
Призываем всех директоров оказать посильную помощь руководству Ассоциации для организации такой работы.
5. На совещании была представлена информация о модернизации системы освещения заводов по принципу «Энергосервисный контракт».
Суть «Энергосервисного контракта» в следующем:
- Поставщик услуг за собственный счет и своими силами производит модернизацию существующей системы освещения заводов с заменой на энергоэффективные светодиодные светильники;
- Завод ЖБИ (Заказчик) не несет материальных затрат на модернизацию существующей системы освещения.
- Заказчик оплачивает услуги Поставщика услуг из средств полученных от экономии расходов на оплату энергетических ресурсов.
Участники Совещания призывают руководителей заводов объединить усилия для формирования программы, оценки надежности Поставщиков услуг и т.д.
Руководству Ассоциации собрать и представить информацию о фирмах поставщиках, проработать вопрос снижения цены, за счет привлечения в программу большего количества заводов.
Руководству Ассоциации провести анализ востребованности «Энергосервисного контракта» с целью получения экономически выгодной и надежной системы освещения зданий и территории предприятий, для чего до 1 января 2016 года провести опрос (заполнить опросные листы) специалистов заводов.
По результатам проведенного опроса запросить коммерческие предложения у фирм Поставщиков услуг.
6. Представлена информация об организации весового контроля на дорогах Европейских стран (представленная Ассоциациями производителей бетона Великобритании и Германии) и Российской Федерации.
Обсудили некоторые нюансы организации весового контроля, которые не предусмотрены действующим законодательством РФ, но широко используются дорожниками.
Главные проблемы сложившейся ситуации в вопросе о платежах за проезд по автомобильным дорогам России- это оплата одной и той же услуги дважды (сначала через акцизы на топливо, второй раз через новый введенный в текущем году механизм), второе непрозрачность движения денег дорожного фонда (использования платежей поступивших от пользователей дорог). С 2011 года объем денежных средств направляемых в дорожный фонд вырос более чем в пять раз, а улучшение дорожного сервиса не в разы, а кое-где на проценты.
Руководству Ассоциации предложено активизировать взаимодействие с региональными подразделениями РЖД с целью увеличения грузоперевозок по Ж.Д.- С целью улучшения атмосфера взаимопонимания, организовать работу круглого стола – консультации с приглашением директоров заводов ЖБИ Приволжского ФО, руководителей и специалистов Горьковской и Куйбышевской железных дорог.
7. Была представлена информация о федеральном проекте «Знак качества» - координаторами, которого выступили зам. председателя Государственной Дума Железняк С.В. и член федерального собрания Тимченко В.С. Предложенный проект синхронизируется с наработками Ассоциации и Союза производителей бетона г. Москва о формировании РЕЕСТРе производителей ЖБИ, бетонных и растворных смесей доказавших свою способность поставлять на рынок качественную продукцию.
Участники совещания рекомендовали руководству Ассоциации организовать взаимодействие с инициаторами проекта и использовать сформированные Ассоциацией документы, с учетом, что эти документы были одобрены собранием директоров заводов ЖБИ Приволжского ФО еще в 2014 году.