Работает на Drupal, система с открытым исходным кодом.

Вход на сайт

Ответы на вопросы газеты "Цена вопроса"

Вопросы президенту Волго-Камской региональной Ассоциации производителей бетона и железобетона Ю.Р. Батдалову

Юсуп Рахимзянович, сколько всего заводов ЖБИ в Приволжском федеральном округе?
В 2008 году на стадии подготовки съезда директоров предприятий производителей бетона и железобетона, расположенных в Приволжском федеральном округе мы обратились за помощью в профильные министерства регионов, попросили передать списки заводов, параллельно собирали информацию по другим источникам. Собранная информация по количеству предприятий отличалась на 30-35 %. Этот факт дает основание утверждать, что точного количества заводов не знает никто, такая ситуация не только по Приволжскому федеральному округу.
Так сложилось со времен Советского Союза, многие производители стройматериалов являются подразделениями крупных компаний. Например ОАО "Татнефть" имеет два завода ЖБИ, несколько заводов являются структурными подразделениями Газпрома, РЖД и других больших предприятий, есть железобетонной производство даже у сельхозтехники. Эти предприятия фактически наделены правами цехов и связь с внешним миром поддерживает только материнская компания, такие предприятия сложно учесть.
По разным оценкам в Приволжском федеральном округе может действовать от 400 до 700 предприятий производителей бетона и железобетона. Лично я знакомился положение м дел на 163 предприятиях.
В каком состоянии они находятся сегодня?
В каком состоянии может находится завод, оснащенный оборудованием, изготовленным 40-50 лет назад. На многих заводах такое технологическое оборудование, износ достигает 85 %. Часто специалисты заводов шутят, что главная автоматика на предприятии – это лопата. Заводов оснащенных современным технологическим оборудованием единицы.
Каким образом на их деятельности отразился кризис?
Мировой финансовый кризис привел многие заводы ЖБИ в предынфарктное состояние. Больше всего пострадали предприятия выполнявшие проекты модернизации и переоснащения производственных цехов, осваивавшие новые технологии с привлечением кредитных ресурсов.
Чтобы не говорили по телевизору стоимость кредитов в России зашкаливает за 20% годовых, а в пик кризиса доходило до 40 %. В действительности эти проценты разбросаны и закумфлированы, но от этого кредиты дешевле не становятся. Такие процентные ставки могут окупиться только на торговле оружием или наркотиками.
Если одним предложением финансово – кредитная политика страны направлена на поощрение преступности, а не на развитие предприятий товаропроизводителей.
Какие проблемы волнуют руководителей заводов ЖБИ?
Главная проблема, волнующая директоров заводов – это как поднять покупательную способность населения.
Нередко журналисты пишут, а лидеры политических партий согласно кивают, что построенные квартиры не продаются, так как население обеспечено жильем. Нужно признать 70-80 процентов населения страны не может позволить себе купить и содержать квадратные метры жилья даже по тем усеченным по сравнению с Европой нормативам. Главный принцип рыночной экономики "Спрос рождает предложение!". Чтобы население смогло купить какие то квадратные метры, проектные институты разрабатывают проекты домов, где на одного жителя квадратных метров будет меньше, чем в знаменитых Хрущевках.
Директора заводов делают все, что население смогло купить квартиры или купить железобетон для строительства жилья – это главное желание всех руководителей предприятий промышленности строительных материалов.
Какие меры необходимо предпринять для улучшения ситуации на федеральном и региональном уровнях?
На региональном уровне, наверное мало, что можно предпринять. Налоговая, финансовая и техническая политика в стране суперцентролизованны и находятся в архаичном состоянии. Закону о техническом регулировании скоро будет 8 лет, а технических регламентов нет. Что может в этой ситуации губернатор ? Проснуться среди ночи и направиться на место обрушения, чтобы вместе с МЧС извлекать людей из - под завалов.
Аналогичная ситуация налоговой и финансовой политике.
Два года назад наши директора предложили резко увеличить строительства жилья социального займа. Все главы субъектов Приволжского федерального округа идею поддержали, а где деньги. Сегодня ситуация такая, если федеральный министр или его заместитель подпишет бумагу, регион получит средства, а если нет, "Губернатор бери шляпу, езжай в Москву!" Конечно, мы ворчим на региональных лидеров, ругаемся, в тоже время понимаем, поле маневра очень ограничено. Пример налоговой политики.
Сегодня в некоторых регионах кадастровая стоимость земельного участка в разы выше рыночной стоимости этого земельного участка вместе с построенным на этом участке объектом (гараж, пилорама, цех ЖБИ и т.д.). Наверное, губернатор глупость ситуации понимает, но где взять деньги на содержании школ, больниц и т.д.
Сегодня в стране есть несколько регионов, которые позволяют себе определенную вольницу. Да это нарушение законов, но авторитет региона защищает их от несовершенства законов.
Знаменитая "Программа ликвидация ветхого жилья Республики Татарстан" выполнялась вопреки положениям налогового кодекса Российской Федерации. Итогом программы стало почти 10 % населения Татарстана было переселено из подвалов и аварийных домов в благоустроенные квартиры, а в Казань все 20 %. Не у каждого лидера хватит смелости конфликтовать с законом, пусть и некачественным, даже для благого дела.
Мы считаем регионы должны жить по прогрессивно – премиальной системе: сделали малость, вот ваша доля, сделали больше – доля увеличилась.
При такой постановке дела и мы сможем приходить к лидерам регионов с требованием "Мы произвели столько продукции, почему о нас не думаете? !".
Строятся ли новые заводы ЖБИ?
Новые заводы практически не строятся. Стоимость нового завода ЖБИ производительностью 50000 куб. метров ЖБИ в год (это наиболее оптимальный вариант проекта для регионов) примерно 500 млн. рублей, таких ресурсов у предприятий нет, а при существующей кредитной политике срок окупаемости завода будет 23-25 лет.
И нужны ли новые предприятия, если существующие загружены не на полную мощность?
Новые предприятия необходимы позарез. Новый завод – это новые технологические возможности, культура производства, новое качество продукции, очень важный вопрос новый уровень зарплаты работников и многие другие аспекты производства. Новая высококачественная продукция – это новые архитектурно-планировочные и проектные решения при строительстве наших городов и населенных пунктов.
Есть и экономические причины в пользу строительства новых заводов.
Вот одна. Завод мощностью 50 тыс. куб метров ЖБИ, построенный
40-50 лет назад, как правило, занимает участок земли площадью 12-15 га, а современный завод займет не более 4 га – это не только стоимость земли и земельный налог, но протяженность коммуникаций, их строительство и эксплуатация.
Очень важны индивидуальные особенности объекта для принятия решения. В г. Альметьевске выполнили сравнительный расчет эффективности строительства нового завода ЖБИ и реконструкции старого. Расчеты показали, что строительство нового завода потребует в 2,2 раза меньше средств, чем реконструкция старого. В городе Нижнекамске при разработке плана реконструкции завода выяснилось, что для установки нового технологического оборудования, разобрать старое здание и построить новое задание обойдется на 40 % дешевле, чем попытаться приспособить это оборудование в старом здании.
В последние годы много строится так называемые мобильные или комплектные заводы, в советское время их назвали РБУ (растворобетонные узлы). Такое решение продиктовано позицией, что строительство объектов в монолитном исполнении дешевле и выгоднее. Это ошибочная точка зрения. Любые объекты строит из элементов заводской готовности выгоднее, но бывают ситуации, когда по различным причинам (технология, безопасность, отсутствие техники, серийность и т.д.) возведение объектов возможно только в монолитном исполнении.
Когда разговор заходит об экономическом обосновании, мне вспоминается следующее:
Очень давно наука доказала, что вечного двигателя не существует – это означает, что двигателя с коэффициентом полезного действия более 100 % не может быть. В конце 90 годов прошлого столетия все рекламные издания предлагали теплогенераторы с КПД 120-160 %. Расчеты по общепринятым методикам показывали, да цель достижима, но если составляли полное уравнение термодинамики, то получали результат - КПД 100 % недостижим.
Так наше экономическое обоснование выгоды монолитного строительства больше в области методики расчетов. При расчете строительства объектов в сборном исполнении некоторые затраты методикой отбрасываются, как не значительные, или невозможности стоимостного эквивалента, а при монолитном исполнении эти затраты становятся доминирующими, но методика их уже отбросила.
Имеются ли проблемы с оборудованием для заводов ЖБИ? Какое оборудование – отечественное или иностранное – чаще всего устанавливается на заводах ЖБИ? Какова его стоимость?
Особых проблем с оборудованием не существует. Если средства позволяют заводы предпочитают оборудование Европейских фирм, много качественного оборудования поставляется из Финляндии, Германии, Бельгии в последние годы в кооперации со своими коллегами из Германии, неплохое оборудование начали поставлять Чешские машиностроители.
Стоимость оборудования понятие очень сильно растяжимое. Популярные в последнее десятилетие линии безопалубочного формования из Европы обойдутся около 60 млн. рублей, комплектные заводы примерно 15 млн. рублей, а для полного переоснащения завода "Баррикады" г. Санкт Петербург придется считать миллиарды.
К оборудованию Российских изготовителей бывает много претензий по качеству.
При покупке Российского оборудования у заводов ЖБИ появляется еще одна головная боль. Комплектующие агрегаты оборудования изготавливаются предприятиями находящимися в разных городах. Для обслуживания оборудования заводу приходится иметь дело с большим количеством партнеров, а при поставках из Европы вопрос решается проще - есть поставщик, он разбирается со всеми своими партнерами.
В России делаются положительные шаги в этом направлении, но они пока очень и очень робкие. Здесь много другой специфики присущей менталитету Российского бизнеса: необязательность данному слову, желание получить выгоду в 100-200 %, попытки получить выгоду на халяву, переложить ответственность на кого - то – это все отталкивает потенциальных потребителей.
Какова стоимость нового завода ЖБИ? – это повтор.
Что особенно сильно влияет на себестоимость продукции?
В себестоимости ЖБИ стоимость цемента составляет от 10 до 25 процентов, примерно
20-25 процентов затраты на энергообеспечение. Именно по этой причине заводы болезненно реагируют на изменение правил ценообразования на эти продукты.
Правила здесь меняются непредсказуемо, почти ежемесячно, цены взлетают скачками и иногда они растут не на проценты, а в разы.
Какие факторы, по-вашему, необходимо учитывать при выборе места для строительства нового завода? Какие ошибки встречаются при выборе места строительства?
При выборе места строительства нового завода я бы обратил внимание на два фактора – это транспортная схема и инфраструктура инженерного обеспечения.
Я уже говорил, что сегодня новых заводов практически не строится, значит, и ошибки не допускаются. А вот об одной ошибке времен Советского Союза нужно помнить всем заказчикам – это гигантомания. В небольшом городе, потребляющем в год около 300 тыс. куб. метров бетона и железобетона построены заводы суммарной мощностью один 1 млн. 200 тыс. куб метра готовой продукции – это серьезная ошибка.

Ю.Р.Батдалов Председатель организационного комитета
Всероссийского съезда руководителей предприятий
промышленности строительных материалов,
изделий и конструкций.