О перспективах развития отрасли:
с оглядкой на близкую историю.
О ситуации в отрасли производство бетонов и ЖБИ, об общественном контроле и других аспектах жизни отрасли наш корреспондент беседует Президентом Волга-Камской региональной Ассоциации производителей бетона и железобетона Юсупом Батдаловым.
Юсуп Рахимзянович в результате введенных западными партнерами санкций в отношении некоторых отраслей нашей экономики, падения мировых цен не углеводородное сырье, скачка курса мировых валют наблюдается некоторый спад производства в нашей стране, как это отразилось на заводах ЖБИ?
Конечно, все эти факторы в некоторой степени влияют на ситуацию в отрасли. Влияние санкций заводам ЖБИ – это как в народе говорят, зачем телеге пятое колесо. А вот падение цен на углеводороды, игра в скачки курса валют могут, серьезно отразится на судьбе заводов. Я бы сказал, создают больше психологическое напряжение ожидания негативных последствий, чем на падение объемов производства.
С учетом того, что работа российской банковской системы организована так, что банки представляют сегодня не кровеснабжающую, а кровососущую систему российской экономики, тревога ожиданий обоснованна. Многие заводы пока изучают ситуацию, не отказались, а только притормозили свои проекты модернизации производственных мощностей.
В стране любят говорить, что строительство – это чудо отрасль экономики, которая потянет за собой развитие десяти – двадцати отраслей экономики.
Но есть простая истина, если лежать на диване и интенсивно массировать бока, то и чудо может прилечь отдохнуть.
В создавшейся ситуации федеральному и региональным Правительствам необходимо принимать неординарные решения, для ускорения развития производственных отраслей экономики.
Призываю журналистов скрупулезно изучить (проанализировать) опыт принятия решений в регионах (Калуга, Мордовия, Татарстан и т.д.), которые в мрачные для экономики 90-ые ухитрились не только сохранить, но и развить производственные мощности и рассказать об этом своим зрителям и читателям. В частности нужно изучить так называемую «Татарстанскую модель экономики » - о сути которой практически никогда не говорят.
Когда начинают говорить об этой модели – как правило, звучит одно «Шаймиев не платил в федеральный бюджет налоги – в этом весь успех!»
Действительно были не платежи, но не они определяли темпы роста ВРП республики. Механизм был очень простой – сколько федеральный бюджет в течение полугода – года, на оплачивал выполненный федеральный заказ, на размер неоплаченного заказа уменьшался платеж в бюджет. Нашей семье почти два года зачитывали платежи за телефон и квартиру, сын и дочь студенты по зачету получали проездные билеты на общественный транспорт за счет задолженности жены по зарплате по федеральным заказам.
В те годы такие задолженности были в большинстве регионов страны, но для осуществления таких мероприятий нужны были огромная воля, чувство ответственности за судьбы региона и политическая смелость.
Стартовые позиции в 90-ые у Самары, Перми, Нижнего были лучше, чем у Татарстана, а что уж говорить о Москве и Питере, а динамика роста ВРП в Татарстане была почти в три раза выше. От ГАЗа и ВАЗа одни названия сохранили, а КАМАЗ хотя с очень сложными событиями не только сохранили, а развили, создали конкурирующие на мировом рынке модели автомобилей, выигрывают ДАКАР.
Руководители регионов, у которых не хватало воли и ответственности на принятие решений о судьбе региона, и придумывают разные отговорки типа «Путин их любит» или «Они не платили налоги».
А развитие строительного комплекса республики Татарстан в 90-ые годы обеспечивалось за счет выполнения четырех республиканских программ - наиболее известный из которых «Программа ликвидации ветхого жилья» ( в рамках этой программы ежегодно возводилось более 5000 квартир для переселения жителей ветхого и аварийного жилья).
Для реализации этих программ были выработаны и осуществлялись сложнейшие организационные меры без привлечения европейских кредитов и средств федерального бюджета. Вот реализацию этих мероприятий нужно детально изучить и все что будет полезным использовать сегодня – в санкционные времена.
Такая работа позволила к двухтысячным года создать в республике самый мощный строительный комплекс России.
Бытует мнение, что Президент России В.В. Путин испытывает особые симпатии к Татарстану?
Возможно. Любому руководителю понравится, если он, поднимая телефонную трубку, услышит «Ленточку резать приедете? Объект, на который недавно выделили деньги, мы досрочно построили». Из 64 плановых спортивных сооружений Универсиады, 61 были построены и действовали уже в 2011 году – за два года до открытия соревнований. Параллельно с сооружениями объектов Универсиады возводились нефтеперерабатывающий комплекс, заводы Елабуги (более 20 заводов), инфраструктура в Татарстане и даже метро в Москве все в срок и успешно – кому такая работа не понравится?
В вашей отрасли разрабатываются программы импорта замещения?
Гравий, песок, щебень наши заводы из-за рубежа никогда не завозили. А качественное технологическое оборудование российского производства, к сожалению практически отсутствует. Я думаю директора заводов поддержать мое пожелание как импорта замещения - внедрить ответственность российских производителей технологического оборудования за полный цикл эксплуатации изготовленного ими оборудования.
К сожалению, федеральное Правительство сегодня продолжает линию, которая привела к рецессии в экономике. Сформирован перечень так называемых система образующих предприятий, если говорить человеческим языком – список предприятий монополистов, куда и предлагается направить огромные финансовые ресурсы.
А нужно сформировать перечень жизненно важной продукции и особо значимых услуг – только предприятия выполняющие эти задачи должны получать поддержку независимо от того монополист он или нет.
Юсуп Рахимзянович, в последнее месяцы много спорят о саморегулировании в отрасли промышленность строительных материалов, какова Ваша позиция по этому вопросу?
В начале разговора о саморегулировании, предлагаю определиться с самим понятием «саморегулирование», что понимает каждый из нас под этим термином.
Саморегулирование – это один из механизмов общественного контроля за качеством предлагаемых на рынок услуг и продукции. А наука Социология говорит, что общественный контроль – это самый эффективный способ противодействия коррупции.
Принципиальная особенность этого механизма заключается в том, что контроль осуществляется обществом производителей (общественной организацией) – принцип: сами производим – сами контролируем (саморегулируем).
Поэтому получается любое саморегулирование нужно начинать с создания нормативных документов общественной организаций (стандарты, сертификаты, правил проведения контроля и т.д.), а не со сбора денег.
Эффективность работы любой структуры показывают конечные результаты. Посмотрим, что получилось с созданием СРО строителей и проектировщиков.
Инициаторы создания СРО главными задачами объявили: Борьба с коррупцией; Защита интересов потребителей; Развитие малого и среднего бизнеса.
- До создания СРО во всех городах страны фонарные столбы были обклеены объявлениями «Оформим лицензию на все виды строительных работ дешево!!» А сейчас объявления говорят «Продаем допуски СРО в рассрочку, дорого!!», заметьте слова «Продаем!» и «Дорого!».
- А обманутые дольщики пикетируют офисы властей, а не СРО. Почему ? Появляется справедливый вопрос «Почему за обманщика должны отвечать добросовестные строители?»
- И наконец, еще одна составляющая - для многих малых предприятий платежи в различные фонды СРО не по силам и они закрываются. Мы так развиваем малый и средний бизнес?
После отмены Государственной системы лицензирования на производство стройматериалов, в том числе на производство бетона и изделий из него в обществе в последнее время много нареканий высказывается к качеству строительных материалов, в адрес системы контроля за качеством выпускаемой продукции.
Не секрет на рынке присутствует большое количество полукустарных производств без технологических служб и испытательных лабораторий, без поверок весового оборудования и соответствующим качеством бетонов и др. нарушениями.
Статистика Мосгорстройнадзора за 2013 год показывает, что в 50% проверенных объектов отмечены нарушения стандартов, норм и правил.
Такое положение приводит к снижению безопасности строительства и
эксплуатации зданий и сооружений - безопасности людей.
Многие представители предприятий производителей и потребителей
стройматериалов, также представители органов власти считают, что на рынке не должно быть анархии и безответственности - он должен быть регулируемым (саморегулируемым), такая позиция поддерживается некоторыми членами Правительства РФ.
Саморегулирование рынка бетонов и изделий из него (стройматериалов) видится через формирование "РЕЕСТРа производителей бетонов и изделий из него (других стройматериалов -соответственно)".
РЕЕСТР должен формироваться специальной комиссией объединения
производителей (НП СОЮЗы, Ассоциации ...) стройматериалов. Состав комиссии предлагается формировать из представителей надзорных инспекций, предприятий потребителей стройматериалов, научных и проектных организаций, независимых испытательных лабораторий.
Главный критерий формирования РЕЕСТРа, в него могут быть включены только предприятия доказавшие, свою компетентность (способность) производить качественную продукцию.
Нужно отметить еще одну важную деталь - производители стройматериалов (в нашем случае бетонных смесей и ЖБИ) считают, что формирование компенсационного фонда (как в случае с СРО строителей и проектировщиков) фактически является поощрением бракоделов, расплатой общества за брак разгильдяев - бракодела нельзя пускать на рынок.
Взамен предлагается страховать ответственность производителя.
В настоящее время совместно Союзом производителей бетона (ЦФО) и Волго-Камской региональной Ассоциацией производителей бетона и железобетона (ПФО) ведется активная работа по подготовке проектов нормативных документов формирования РЕЕСТРа производителей ЖБИ и бетонных смесей по федеральным округам.
Разработаны «Положения о формировании "РЕЕСТРа производителей бетонов и изделий из него (других стройматериалов)" – вариант нашей Ассоциации (документ размещен на сайте Ассоциации) и вариант Союза производителей бетона г. Москва хотя и разработаны на основе единой концепции, имеют существенные различия.
Вариант нашей Ассоциации если так можно выразится, содержит более мягкие требования к производителям, а московский вариант более близкий к Европейским документам.
Также мы разработали соглашения с между Правительствами регионов и Ассоциацией о формировании и использовании «РЕЕСТРа производителей железобетонных изделий, бетонных и растворных смесей Приволжского федерального округа» (Соглашения о частно – государственном партнерстве), предложили их подписать Правительствам регионов, аналогичные Соглашения разработаны и предложены компаниям осуществляющим крупные инвестиционные (строительные) программы.
В обществе гуляет мнение – формирование и использование «РЕЕСТРА производителей……….» нарушает закон о конкуренции?
Не нужно наводить тень на плетень! В законах РФ нет положения, что при проведении конкурсов (тендеров) на поставку стройматериалов преимущество должны получать бракоделы, а всюду декларируется приоритет качества продукции.
Формирование и использование «РЕЕСТРа производителей………….» позволит осуществлять общественный контроль (к активизации, которой часто призывает Президент РФ Путин В.В.):
- за качеством поступающей на рынок продукции;
- за деятельностью инспектирующих организаций при проведении различных проверок на предприятиях производящих продукцию (вспомним призыв Президента РФ «перестать кошмарить бизнес»;
- за процессом организации конкурсов (тендеров)
Не забудем, социология считает общественный контроль самым эффективным механизмом противодействия коррупции.
Тот, кто говорит о нарушении «РЕЕСТРом производителей………» закона, по каким то причинам (известным только ему) не желает контроля со стороны общества процессов в экономике страны, не согласен с противодействием коррупции.
Процесс работы по Соглашениям между Ассоциацией Правительствами регионов и компаниями о формировании и использовании «РЕЕСТРа производителей….», осуществляющими крупные инвестиционные проекты, станет лакмусовой бумагой, кто в стране поддерживает линию Президента РФ Путина В. В. на активизацию общественного контроля и противодействия коррупции, а кто говорит одно, а на деле сопротивляется этому процессу.
Ю.Р. Батдалов